У кого и как учиться, чтобы получать максимальное удовольствие и результаты

Однажды человек, которого я консультировал, спросил, у кого я сам учусь и кого могу порекомендовать ему посмотреть, почитать и т.д. И тогда меня этот вопрос довольно сильно поставил в тупик. Я не знал, что ему ответить. И я не понимал, почему этот вопрос оказался для меня таким сложным.

obuchenie

Больше года я время от времени вспоминал о том разговоре и вопросе, на который мне так и не удалось ответить ничего внятного. И вот сейчас я наконец-то созрел, чтобы выдать несколько пунктов о том, как учиться, у кого учиться и т.д. Я сам обучаюсь очень быстро и схватываю информацию на лету. Освоить любой вопрос или тему для меня не представляет никаких проблем. В то время, как на каком-то семинаре сидящие рядом люди мрут от скуки, в моей голове гениальные идеи рождаются десятками и я не успеваю их записывать. Т.е. с обучением, источниками новых идей и знаний лично у меня проблем нет и никогда не было. Поэтому моим рекомендациям в связи с этим можете поверить. А лучше прислушаться и проверить на себе.

Итак:

1. Первое правило — это быть в интересе к этому. Т.е. то, чему вы хотите научиться, это должно быть интересным, интересовать вас лично по-настоящему. Если интереса к этому нет, то подсознательно вы будете избегать новых знаний в этой области. Вы будете ходить на вебинары или семинары, покупать курсы или даже дорогие персональные коучинги, но информация не будет в вас проникать, т.к. вы не в интересе к этому. Если же вы будете в интересе, то и учителя и способы поиска информации будут приходить сами собой. Это будет легко и совершенно естественно. И самое главное «как прокачать интерес»? А никак. Изучайте только то, что вам интересно и не насилуйте себя. Если у вас нет к чему-то настоящего интереса — поверьте, это самый верный признак того, что вам туда не надо. Там не будет ни успеха, ни денег, ни счастья для вас лично. Для кого-то может быть, но не для вас. Идите «на запах», т.е. на интерес. Навсегда запомнил эту фразу «Нельзя научить, но можно научиться».

2. Самые большие, ценные и мощные идеи я получал из своей собственной головы. Информация, которую вы получаете из вне (из Интернета, из книг, от ведущего на семинаре и т.д.) — это важно, это нужно, но воспринимайте это как топливо для появления ваших собственных озарений (инсайтов), которые гораздо важны, потому что они ваши. По сути я использую стороннюю информацию для активации знаний, которые у меня уже есть, но они спят в ожидании «волшебного поцелуя». Есть мнение, что мы уже все знаем, но забыли. Потеряли доступ к информации, которая ждет своего часа.

Большинство людей не осознают этого важнейшего принципа в обучении. Они смотрят наружу, но не прислушиваются к себе, своим собственным мыслям. И так вы теряете самое ценное, что могли бы получать от любого обучения.

Когда я конспектирую вебинар, семинар, или читаю книгу, я всегда записываю свои собственные идеи, которые появляются у меня параллельно тому, что я слышу ушами или вижу глазами. Хорошая книга для меня — это книга, поля которой заполнены моими карандашными пометками. Хороший семинар — это семинар, который дал мне множество собственный идей, на котором я принял хотя бы несколько важных для себя решений.

evrika

Не ждите чудес от ведущего семинара или автора книги. Самое ценное находится внутри вас. Поэтому ни в коем случае не игнорируйте ваши собственные идеи и мысли, которые появляются у каждого из нас. Но большинство людей сразу же принижает ценность этого, они думают, что их задача — только смотреть и слушать, а так же впитывать и запоминать поступающую к ним информацию. Это все равно что паровоз думал бы, что его основной задачей является сжигать уголь в своей печи. Нет! В топку бросают уголь, чтобы паровоз крутил колесами и ехал вперед! Но это делает именно он, уголь — лишь топливо.

Цените свои собственные идеи и мысли, и сразу же записывайте их. После семинара или после прочтения книги это забывается. Как-будто окно закрывается и все возвращается на свои места. Но пока окно открыто, и у вас на эти редкие мгновения есть доступ к собственным хранилищам гениальных идей, записывайте это, чтобы сохранить здесь в реальном мире! Не полагайтесь на память! Я постоянно доупскаю эту ошибку, когда хочу запомнить какой-то интересный сон, а иногда я даже придумываю во сне красивые стихи или мелодии. Но придумываю ли? Или они живут внутри меня и я получаю к ним доступ во сне? И что происходит утром?… Конечно же я ничего не могу вспомнить. Так что фиксируйте свои гениальные идеи или решения сразу же. Для этого можно использовать бумажный блокнот, смартфон или компьютер.

3. Как говорится «если ученик готов, учитель найдется». Нет смысла называть имена тех, у кого учусь я, или где черпает информацию и вдохновение кто-то другой. Каждому из нас не хватает каких-то определенных кусочков в мозаике. Время от времени я нахожу для себя нового «наставника», получаю от него то, что мне нужно в данный момент, и вскоре он уже перестает меня интересовать. Это как авитаминоз, если организму чего-то не хватает, человек как безумный ест килограммами бананы или даже мел. Каждому не хватает чего-то своего. Научится можно у кого угодно, в зависимости от того, чего не хватает прямо сейчас именно вам. Я могу научиться чему-то и у бомжа, проследив ход его мыслей и поняв, что заставляет его оставаться бомжом. Кто-то может посмотреть на обычный кассовый чек со списком покупок и поймать невероятно интересную идею о том, как ему нужно строить дальше свой бизнес. Наш разум устроен так, что мы мыслим логическими связями, аллегориями, сопоставлениями. Я не знаю, у кого вам нужно учиться, и что включит ваш генератор. Поэтому и нет смысла называть конкретные имена.

Насчет выбора наставников и учителей могу дать такие советы:

1) Учитесь у тех, кто вам подходит по духу, кто вызывает доверие и симпатию, вы это почувствуете.

2) Не учитесь у тех, кто говорит через губу, хамит, и в целом не похож на достойного человека, который вас уважает и хочет помочь. Я не верю, что человек, который не хочет помочь, может быть по-настоящему полезен. Один из таких экземпляров на мой взгляд — это Филипп Богачев, еще один — Петр Осипов из «Бизнес молодости». Какими бы вкусными не были их речи (а послушать этих двух ребят действительно интересно), для меня главный показатель — это отношение к ученикам и желание помогать. Это показывает общее направление их стремлений. Обучение — это способ, инструмент учителя достичь цели. Но если цель тупо умничать со сцены или набить баблом карманы, то извините… Сходить в цирк и посмотреть на шутов — да, это можно. Но зачем платить шуту деньги за обучение и доверять ему не просто свой бизнес, но и самое главное — пространство, в котором происходят самые важные и ценные мыслительные процессы?

И конечно я не стал бы учиться у Васи Пупкина, если в данной теме уже есть известные мне авторы с хорошей репутацией и результатами. И скорее всего меня больше интересуют результаты учеников этого человека, а не его собственные. Значит, надо бы посмотреть отзывы. Хотя и они могут быть фальшивыми (типа «запишите мне хороший отзыв, а я вам верну деньги за обучение»). А если я узнал о ком-то от очень хорошего знакомого, мнению которого я доверяю, то, как говорится, «сам Бог велел».

3) Попробуйте небольшой кусочек обучения (вебинар, книга и т.д.), бесплатного, потом платного, и прислушайтесь к себе. Что вы получили от этого «пробника»? Просто надежду? Или конкретный инструмент, ценное новое понимание, методику решения вашей проблемы? Можете ли вы это как-то использовать? Является ли это ценным само по себе или же вас просто еще больше раздразнили, но не дали ничего конкретного?

Духи можно сначала понюхать, и только потом купить.

probniki

Бывает так, что упаковка очень хороша, все грамотно написано, цепляющие картинки, все прямо про тебя. И ты думаешь «как они угадали? это же все именно про меня! хочу!!!», а на деле платный продукт оказывается либо пустышкой, либо полным бредом, либо просто не подходит вам по религиозным или прочим соображениям. Однажды я повелся на продающий лендинг (страницу), заплатил за тренинг, и в первые же минуты обучения понял, что это ну вообще не мое (психология, эзотерика, интернет-медитации и т.д.). Так что я считаю сильно важным, не только для чего вас обучают, но и ЧЕМУ, а так же КАК, т.е. с помощью каких методик.

4. Первое и самое мощное препятствие в обучении — это позиция «я и так все знаю». Это все равно что пытаться наполнить сосуд с закрытой крышкой. Но если вы в интересе к чему-то, вы будете впитывать как губка. Иначе зачем тратить свое время и деньги на посещение семинара или книгу? (Опять же, см. п. 1.)

sherlok

5. Если вы в интересе и получаете новую информацию, вас может остановить одно единственное непонятое вами слово (это может быть как специальный термин, так и «простейшее известное всем слово»). В русском языке многие слова имеют сразу несколько определений (дефиниций). Если вы знаете только одно из них, и подставляете его в изучаемый материал, сами понимаете, что смысл прочитанного или услышанного будет для вас не до конца понятным. Непонятое слово полностью блокирует ваше продвижение вперед в этой теме. Это можно сравнить с горным завалом. Дороги больше нет, конец пути. Из-за непонятого слова вам может даже показаться (и вы реально это почувствуете!), что данная тема или направление деятельности вас больше не интересует. вы придумаете вполне логические объяснения этому и дальше всю жизнь будете заниматься чем-то очень логичным, но это будет скорее отнимать у вас силы, чем заряжать энергией. Отсюда вывод: будьте начеку и смотрите в словаре значения слов, в понимании которых вы сомневаетесь (включая все дефиниции).

6. Однажды я пожаловался своему знакомому, что как только я изучу какую-то тему, она сразу же перестает быть для меня интересной и я переключаюсь на что-то другое. Снова изучаю это, и снова теряю интерес. Зачем делать то, что уже итак понятно. И он мне ответил: «ты поймешь это по-настоящему только тогда, когда сделаешь». И это было совершенно новой точкой зрения на делание. Да, теория это хорошо. Но это лишь инструкция. Пройти свой путь, сделать что-то до конца, не то же самое, что спланировать или нарисовать маршрут. Реальная жизнь — это действия, а не обучение тому, как действовать.

7. И противоположная ситуация. Многие люди как-бы прячутся от реальной жизни за обучением. Они посещают десятки вебинаров, ходят на платные семинары, смотрят видео в YouTube. И они как бы еще «не готовы», им каждый раз чего-то не хватает для того, чтобы начать что-то ДЕЛАТЬ. На мой взгляд основное заблуждение здесь такое: «Я сначала всему научусь, а потом сразу сделаю все правильно». Не сделаете! Никто не может с первого раза сделать все правильно, сколько бы книжек он не прочитал, сколько бы семинаров не посетил. Практика — лучший учитель. Вы даже не поймете, ЧЕМУ вам нужно научится, пока не начнете что-то ДЕЛАТЬ. И наоборот, начав действовать, вы обязательно во что-то упретесь и не будете знать, как с этим справиться. Бинго! Это именно то, чему вам нужно научиться прямо сейчас! И так далее. Вы что-то изучаете, начинаете делать, упираетесь во что-то, изучаете именно это, двигаетесь дальше, снова во что-то упираетесь, снова изучаете именно это и так далее.
Нет друго пути. Вечные студенты ничего так и не добиваются в реальной жизни.

8. Идеальная картина. После «быть в интересе» это, наверное, самый важный пункт. А для чего вообще вы чему-то обучаетесь? Например, вы хотите купить автомобиль, и обучаетесь вождению автомобиля, чтобы получить права и действительно начать на нем ездить, а не просто любоваться машиной, стоящей под вашим окном. Чему-то научиться будет намного быстрее и легче, вы будете делать это с удовольствием, если будете знать ДЛЯ ЧЕГО вы этому обучаетесь. А для этого вам нужно вообразить (придумать, создать у себя в уме) некую идеальную картину, что вы хотите получить в итоге.

before-after

Незнание того, как из существующего положения вещей попасть в идеальную картину, и есть обучение. Мы учимся не для того, чтобы учиться. А чтобы что-то СДЕЛАТЬ. А делаем мы что-то для того, чтобы что-то ПОЛУЧИТЬ. Материальный предмет, возможность, человека, стиль жизни, деньги, время и т.д.

Примерно так. Если еще есть вопросы, или вам покажется, что в этот список нужно что-то добавить, пишите в комментариях.

© Дмитрий Животягин

Дмитрий Животягин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *